Рабочая программа учебного предмета Астрономия для обучающихся 10-11 классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №

65

с углубленным изучением отдельных предметов

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования

приказ#N/1 от 11'- &1'20 UJг.
1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Астрономия»

Уровень образования: среднее общее образование
Срок реализации:

Год (класс)

1 год
обучения: 11

класс

Общее количество часов на реализацию программы:

33

часа

Составитель: методическое объединение учителей естествен:нонаучного цикла

ЕКАТЕРИНБУРГ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №

65

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрено на

Рассмотрено на ШМО

педагогическом совете

Протокол №

_ 4__
«..t~»~ 20 &._ r .

Протокол № _--/_ _

(( J ()» ~'(JfИ?и?-20

,,t3

г.

Руководитель ШМО

~

~~~~

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

учебного предмета «Астрономия»
среднего общего образования

Учитель:
Никитина Татьяна Олеговна, первая категория

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»

1.

ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам
освоения учебного предмета:

личностным,

включающим

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных

и

межличностных

отражающих

личностные

антикоррупционное

отношений,

и

ценностно-смысловых

гражданские

мировоззрение ,

позиции

правосознание ,

в

установок ,

деятел ьности,

экологическую

культуру,

способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим. освоенные обучающимися межпредметные
понятия

и

универсальные

учебные

действия

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной

практике,

самостоятельность

деятельности

и

сверстниками,
траектории,

в

организации

способность
владение

планировании
учебного

к

осуществлении

сотрудничества

построению

навыками

и

с

индивидуальной

учебной

педагогами

и

образовательной

учебно-исследовательской ,

проектной

и

социальной деятельности;

предметным,

включающим

освоенные

обучающимися

в

ходе

изучения

учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию

и

применению

в

учебных,

учебно-проектных

и

социально­

проектных ситуациях, формирование научного типа мышления , владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Планируемые результаты

-

личностные , метапредметные и предметные по

учебному предмету «Астрономия».

Личностные результаты:

1)

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему

народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою

Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб , флаг, гимн);

2)

гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского

общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

обладающего

принимающего

чувством

традиционные

собственного

национальные

и

достоинства,

общечеловеческие

гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего
уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

современному

основанного

на

диалоге

культур , а также различных форм общественного сознания, осознание своего места
в поликультурном мире;

3

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и

5)

способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

6)

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

7)

проектной и других видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

8)

ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

9)

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10)

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и
потребности

в

оздоровительной

реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

физическом

самосовершенствовании,

деятельностью,

неприятие

занятиях

вредных

спортивно­

привычек :

курения,

употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение

12)

оказывать первую помощь;

13)

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;

14)

сформированность

экологического

мышления,

понимания

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15)

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты:

1)

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности;

самостоятельно

осуществлять,

контролировать

и

корректировать

деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных

целей

и

реализации

планов

деятельности;

выбирать

успешные

стратегии

в

различных ситуациях;

4

2) умение продуктивно

общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;

владение

3)

навыками

познавательной,

учебно-исследовательской

и

проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к

самостоятельному

поиску методов решения

практических

задач,

применению

различных методов познания;

готовность

4)

познавательной

и

способность

деятельности,

к

самостоятельной

владение

навыками

информационно­

получения

необходимой

информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных

5)

технологий

(далее

организационных

ИКТ)

-

задач

с

в

решении

когнитивных,

соблюдением

требований

коммуникативных
эргономики,

и

техники

безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм

информационной безопасности;
умение

6)

определять

назначение

и

функции

различных

социальных

институтов;

7)

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения , с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8)

владение языковыми средствами

-

умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение

9)

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ

своего

знания

и

незнания,

новых

познавательных

задач

и

средств

их

достижения.

Предметные результаты:
сформированность

1)

представлений

о

строении

Солнечной

системы,

эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной ;

2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями,
законами

и

закономерностями,

уверенное

пользование

теориями,

астрономической

терминологией и символикой;

4)

сформированность представлений о значении астрономии в практической

деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

5)

осознание

роли

отечественной

науки

в

освоении

и

использовании

космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой

области.
Выпускник научится:
объяснять
система,

видимая

смысл

звездная

понятий:

величина,

геоцентрическая

созвездие,

и

гелиоцентрическая

противостояния

и

соединения

5

планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда,

Солнечная

система,

Галактика,

Вселенная,

всемирное

и

поясное

время,

внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс,
реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

объяснять

смысл

физических

величин:

парсек,

световой

год,

астрономическая единица, звездная величина;

описывать:
освоения

смысл

космического

физического

пространства;

закона

гипотезы

Хаббла;

основные

происхождения

этапы

Солнечной

системы; основные характеристики и строение Солнца и солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики;
приводить

использования

примеры:

методов

роли

исследований

астрономии

в

в

астрономии,

развитии

цивил изации,

различных

диапазонов

электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной,
получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и
спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные

элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний
и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной
массы;

оценивания

информации,

содержащейся

в

сообщениях

СМИ,

Интернете, научно-популярных статьях.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления
солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины
возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа,

взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы

"цвет-светимость",

физические

причины,

определяющие

равновесие

звезд,

источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение

с помощью эффекта Доплера;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том
числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус,
Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения

Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населеююго
пункта;

понимания

взаимосвязи астрономии с

другими

науками,

в

основе

которых ле:Jfсат знания по астрономии, отделение ее от лженаук.

11.

Содержание учебного курса «АСТРОНОМИЯ»

Предмет астрономии.

6

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на
Вселенную.

Геоцентрическая

и

гелиоцентрическая

системы.

Особенности

методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических

исследований.

История

развития

отечественной

космонавтики.

Первый

искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.

Основы практической астрономии.
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.
Звездная карта, созвездия. Видимая звездная величина. Суточное движение
светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических
координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и

фазы Луны. Солнечные илунные затмения. Время и календарь.
Законы движения небесных тел.
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия
видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы
и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных

тел. Движение искусственных небесных тел.
Солнечная система.
Происхождение Солнечной системы. Система Земля

Луна. Планеты

-

земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.

Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Методы астрономических исследований.
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны
как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и
космические

телескопы,

принцип

их

работы.

Космические

аппараты.

Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана­
Больцмана.
Звезды.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие

звездных

расстояния до звезд,

характеристик

и

их

закономерности.

Определение

параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные

планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и
источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и
вспыхивающие

звезды.

Коричневые

карлики.

Эволюция звезд,

ее этапы

и

конечные стадии.

Строение
активности:

Солнца,

пятна,

солнечной

вспышки,

атмосферы.

протуберанцы.

Проявления

солнечной

Периодичность

солнечной

активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Наша Галактика

- Млечный

Путь.

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и
пьшь. Вращение Галактики. Темная материя.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной.
Открытие
характеристики.

других

галактик.

Сверхмассивные

Многообразие
черные

дыры

галактик
и

и

их

основные

активность

галактик.

7

Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция
Вселенной.

Большой

Взрыв.

Реликтовое

излучение.

Темная

энергия.

Использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.

8

111.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «Астрономия»

11
№

Количество

Название раздела

п/п

1
2
3
4
5
6
7

класс

часов

Предмет астрономии

2
7
6
5
6
2
5

Основы практической астрономии
Законы движения небесных тел
Солнечная система
Методы астрономических исследований. Звезды
Наша Галактика

- Млечный Путь

Галактики. Строение и эволюция Вселенной
Итого количество часов за

11

класс

33

9

класс

11
№

Количество

Тематическое планирование

п/п

часов

Предмет астрономии (2ч)

1.

Инструктаж

по

от

обучающихся

для

(вводный

1

инструктаж) ИОТ-01-2022. Роль астрономии в развитии
Эволюция

цивилизации.

Вселенную.

взглядов

Геоцентрическая

и

человека

на

гелиоцентрическая

системы. Особенности методов познания в астрономии.

2.

Инструктаж

безопасного

правилах

о

поведения

для

1

учащихся на занятиях в учебных кабинетах ИОТ-20-

2022.

Практическое

История

исследований.
космонавтики.
полет

применение

астрономических

развития

отечественной

Первый искусственный спутник Земли,

Ю.А .

Гагарина.

Достижения

современной

космонавтики.

Основы практической астрономии (7ч)

3.

сфера.

Небесная

Особые

небесной

точки

сферы.

1

картои

v

1

созвездия.

1

Видимая звездная величина.

4.

Практическая работа «Работа с подвижной

звездного неба».

5.

Небесные

координаты .

Звездные

карты,

Видимая звездная величина.

6.

Суточное

движение

Движение

светил.

Земли

вокруг

1

Солнца. Связь видимого расположения объектов на небе
и географических координат наблюдателя.

7.

Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные

1

затмения.

8.
9.

Время и календарь. Решение задач.
Повторение

по

теме

«Основы

1
практической

1

астрономию>. Самостоятельная работа.

Законы движения небесных тел (6ч)

10.

Работа над ошибками в контрольной работе. Структура и

1

масштабы Солнечной системы.

11.
12.
13.

Конфигурация и условия видимости планет.

1

Небесная механика. Законы Кеплера

1
1

Методы определения расстояний до тел Солнечной
системы и их размеров. Определение масс небесных тел.

14.
15.

Движение искусственных небесных тел.
Повторение по теме «Законы движения небесных тел».

1
1

Самостоятельная работа.

10

Солнечная система (Sч)

16.

Работа

ошибками

над

работе

контрольной

в

Происхождение Солнечной системы. Система Земля

1

-

Луна.

17.
18.
19.
20.

Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.

Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Повторение

по

«Солнечная

теме

система».

1
1
1
1

Самостоятельная работа.
Методы астрономических исследований. Звезды.(6ч)

21.

Работа

ошибками

над

Электромагнитное
гравитационные
природе

излучение,

волны

свойствах

и

космические

как

космические

лучи

информации

источник

небесных

телескопы,

работе.

контрольной

в

Наземные

тел.

принцип

1

и
о
и

работы.

их

Космические аппараты.

22.

Звезды: основные физико-химические характеристики и

1

их взаимная связь. Определение расстояния до звезд,
параллакс.

Эффект

Доплера.

Закон

Вина.

смещения

Закон Стефана-Больцмана.

23.

Разнообразие

звездных

характеристик

Двойные

закономерности.

и

и

кратные

их

1

звезды.

Внесолнечные планеты. Переменные и вспыхивающие
звезды. Коричневые карлики. Спектральный анализ.

24.

Проблема
Внутреннее

существования
строение

и

жизни
источники

во

Вселенной.

энергии

1

звезд.

Происхождение химических элементов .

2s:

Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение

1

Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной
активности:

пятна,

протуберанцы.

вспышки,

Периодичность солнечной активности. Роль магнитных
полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

26.

Повторение

по

теме

«Методы

астрономических

1

исследований. Звезды». Самостоятельная работа.
Наша Галактика

- Млечный

Путь (2ч)

27.

Работа над ошибками в контрольной работе. Состав и
структура Галактики. Звездные скопления.

1

28.

Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная

1

материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной (Sч)

29:

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их

1

основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры
и активность галактик

11

30.

Представление о космологии. Красное смещение. Закон

1

Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв.

31.
32.
33.

Реликтовое излучение . Темная энергия.
Годовая контрольная работа.

Работа

над

Использование

отображения

ошибками

в

компьютерных
звездного

неба.

работе.

контрольной
приложений

Работа

в

1
1
1

для

программе

«Stellarium».
Итого количество часов за

11

класс

33 .

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».