Дополнительная общеразвивающая программа Юным умникам и умницам. РПС_1-4 кл. Пр. №19 от 30.08.2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 65
с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрено и принято
педагогическим советом
Протокол № 1 от 29.08.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 65
с углубленным изучением
отдельных предметов
___________ С. С. Мухина
Приказ № 19 от 30.08.2024г.

Дополнительная общеразвивающая программа
ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Направленность программы: социально – гуманитарная

Екатеринбург
2024 год

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на формирование и
развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, на организацию их свободного времени.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юным умникам и умницам.
Развитие познавательных способностей» МАОУ СОШ № 65 с углубленным
изучением отдельных предметов реализуется при оказании платных образовательных
услуг.
Перечень основных нормативно-правовых, методических и иных документов,
регламентирующих деятельность дополнительного образования в МАОУ СОШ № 65 с
углубленным изучением отдельных предметов при реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей»:
– Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»";
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями и
дополнениями);
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
обшеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы));
– Устав МАОУ СОШ № 65 с углубленным изучением отдельных предметов;
утвержден Распоряжением Управления образования Администрации города
Екатеринбурга № 2807/46/36 от 31.12.2014 г. (с изменениями и дополнениями);
– Лицензия на право ведения образовательной деятельности регистрационный №
Л035-01277-66/00196227, предоставленной 14.04.2015г. Министерством общего и
профессионального образования Свердловской области;
– Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность
образовательной организации.

Программа «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»
социально – гуманитарной направленности является общеразвивающей и
представляет систему интеллектуально развивающих занятий для детей в возрасте от 6
до 10 лет.
Уровень развития познавательных процессов обучающихся играет большую роль в
осуществлении учебной деятельности школьников начальных классов. Развитие и
совершенствование познавательных процессов становится более эффективным при
целенаправленной организованной работе, что влечет за собой и расширение
познавательных возможностей детей.
Цель программы: развитие интеллектуального и творческого потенциала
обучающихся, их познавательных способностей на основе системы интеллектуальноразвивающих занятий.
Основные задачи программы:
– развивать мышление обучающихся в процессе формирования основных приемов
мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
– развивать психические познавательные процессы обучающихся: внимание,
различные виды памяти, восприятие, наблюдение, воображение;
– развивать языковую культуру и формировать речевые умения обучающихся:
четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
– формировать навыки творческого мышления и развивать умение решать
нестандартные задачи;
– развивать познавательную активность и самостоятельность мыслительной
деятельности обучающихся;
– формировать и развивать коммуникативные умения обучающихся: умение
общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других
обучающихся;
– формировать умение применять усвоенные знания и умения в практической
деятельности при решении нестандартных задач.
Особенность организации занятий по данной программе заключается в том, что
ребенку предлагаются задания неучебного характера. Серьезная работа принимает
форму игры, что привлекает и заинтересовывает младших школьников. На занятиях
используется система тренировочных упражнений, специальных заданий,
дидактических и развивающих игр. Таким образом, принципиальной задачей курса
является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Программа, построенная на разнообразном неучебном материале, создает
благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Данная программа создает условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него
чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время
занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и
самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и
необоснованное беспокойство.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми
логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются следующие
общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять
собой в сложных ситуациях.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной
благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на
другой.
Система используемых на занятиях по данной программе задач и упражнений
позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий,
воспитывающий.
Познавательный аспект:
– формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
– формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
– формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
– развитие речи;
– развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности,
как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать;
– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
– развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
– воспитание системы нравственных межличностных отношений;
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за
работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,
внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
В ходе каждого занятия после самостоятельной работы детей проводится
коллективная проверка решения задач, что способствует формировании навыков
самооценки и самоконтроля у обучающихся.
Диагностика развития познавательных способностей обучающихся для каждого
года обучения по программе проводится в два этапа: первый этап (стартовая
диагностика) организуется в начале обучения по программе, второй этап (итоговая
диагностика) на завершающем этапе обучения по программе. Динамика развития
познавательных способностей оценивается с помощью таблиц, данные в которую
заносятся после выполнения детьми заданий. Сопоставляя данные начала года и
результаты выполнения заданий последнего занятия, определяется динамика роста
познавательных способностей детей за год и определяются основные направления
дальнейшей работы по развитию познавательных и творческих способностей детей.
Формы промежуточной и итоговой аттестации не предусмотрены.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
При проведении занятий обучающимся предлагаются специально подобранные
логически-поисковые задания, которые условно можно распределить на несколько
направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь,
решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память

Выполнение упражнений на развитие и совершенствование слуховой и зрительной
памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять
специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные
термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового
запоминания,
развивается
смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Выполнение задания на развитие мышления является приоритетным
направлением. Задания, предлагаемые детям на занятиях, позволяют на доступном
детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить
доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил
логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между
понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания,
направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями
(шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
– системность: задания располагаются в определенном порядке;
– принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
– принцип «от простого – к сложному»: задания постепенно усложняются;
– увеличение объема материала;
– наращивание темпа выполнения заданий;

–

смена разных видов деятельности.

Приложение к данной программе содержит рабочие программы по возрастным
группам обучающихся (периодам обучении) дополнительной общеразвивающей
программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Юным умникам и
умницам. Развитие познавательных способностей» определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периоду обучения программы,
реализуемых в качестве платной образовательной услуги.
Возраст обучающихся/ Период обучения
по программе «Юным умникам и умницам.
Развитие познавательных способностей»

6 -7 лет
Первый год обучения
7-8 лет
Второй год обучения
8-9 лет
Третий год обучения
9-10 лет
Четвертый год обучения
Итого

Количество
Количество
часов в неделю учебных недель

Количество часов
за весь период
обучения

1

30

30

1

30

30

1

30

30

1

30

30
120

Организация
образовательной
деятельности
по
оказанию
платных
образовательных услуг регламентируется календарным графиком, расписанием
занятий платных образовательных услуг на срок освоения программы (части
программы), которые разрабатываются и утверждаются образовательной
организацией самостоятельно на текущий учебный год.
Срок освоения программы каждого года обучения составляет 8 месяцев.
Форма обучения: очная.
Программа разработана на 120 занятий: по 30 занятий в каждый период (год)
обучения. Предусмотрена возможность изучения данной программы в полном объеме,
или ее части (по периодам обучения) с учетом индивидуальных потребностей и
запросов ребенка и его родителей (законных представителей).
Начало освоения программы: согласно распорядительному документу по
формированию группы. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе не
проводятся в выходные и праздничные дни.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия
составляет 40 минут.
Между началом занятий по программе платной образовательной услуги и
последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 45
минут.

Освоение обучающимися дополнительной общеразвиваюшей программы «Юным
умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» не сопровождается
промежуточной и итоговой аттестациями.
После успешного освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей
программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»
документ об образовании не выдается.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Кадровое обеспечение
Педагогический состав формируется на основе трудовых договоров
(дополнительных соглашений) из числа учителей школы МАОУ СОШ №65 с
углубленным изучением отдельных предметов. Реализация дополнительной
общеразвивающей программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей» осуществляется учителя начальных классов, имеющие первую или
высшую квалификационную категорию.
Финансовые условия реализации программы
Осуществление образовательной деятельности при реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей» осуществляется по заданиям и за счет средств физических и (или)
юридических лиц на основании заключенного договора об образовании. Расходование
привлеченных средств осуществляются в соответствии с утвержденной сметой.
Учет платных образовательных услуг ведется МКУ «ЦБ и МТО МОУ Ленинского
района».
Материально-технические условия
Занятия проводятся в кабинетах начальных классов. Каждый кабинет обеспечен
необходимой мебелью, оснащены мультимедийным проектором, экраном,
компьютером, наличие доступа к Интернет-ресурсам.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Юным умникам и
умницам. Развитие познавательных способностей» обеспечена информационнообразовательными ресурсами в виде печатной продукции (учебно-методическая
литература и дидактические материалы, демонстрационные учебно-наглядные
пособия), электронных наглядных пособий.

Приложение
1. Приложение № 1 Рабочая программа дополнительной общеразвивающей
программы «Юным умникам
и умницам. Развитие познавательных
способностей» (Возраст обучающихся: 6-7 лет. Первый год обучения).
2. Приложение № 2 Рабочая программа дополнительной общеразвивающей
программы «Юным умникам
и умницам. Развитие познавательных
способностей» (Возраст обучающихся: 7-8 лет. Второй год обучения).
3. Приложение № 3 Рабочая программа дополнительной общеразвивающей
программы «Юным умникам
и умницам. Развитие познавательных
способностей» (Возраст обучающихся: 8-9 лет. Третий год обучения).
4. Приложение № 4 Рабочая программа дополнительной общеразвивающей
программы «Юным умникам
и умницам. Развитие познавательных
способностей» (Возраст обучающихся: 9-10 лет. Четвертый год обучения).

Приложение 1
к дополнительной общеразвивающей
программе «Юным умникам и умницам. Развитие
познавательных способностей»
Приказ № 19 от 30.08.2024г.

Рабочая программа
дополнительной общеразвивающей программы
ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Первый год обучения

Срок реализации: 8 месяцев
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Общее количество часов на реализацию программы: 30 часов

ЕКАТЕРИНБУРГ

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ»
Предлагаемые для детей 6 – 7 лет задания направлены на создание положительной
мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям
вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий,
которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей 6-7 лет,
непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию
мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те
задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых
задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие
пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы,
цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
– дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
– выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
– вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
– выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
– выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
– деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
– складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Развитие памяти.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания,
увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой
и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные
учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем
зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
Развитие внимания.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие
способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа
способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение
целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда
и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений,
узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и
существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия,
выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
Задания, развивающие мышление
Развитие мышления является приоритетным направлением обучения в начальной
школе. Для развития мышления обучающимся предлагаются задания, которые
позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить
правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения
таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые
виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать

и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений
работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью
органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование
умения давать несложные определения понятиям.
Модель проведения занятия для детей 6-7 лет
1. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти,
повышается
устойчивость
внимания,
ускоряется
решение
элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту
реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к
активной учебно-познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (1015минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих
так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую
нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной
деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания
подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
5. Построение предметных картинок (графические диктанты), штриховка (5 - 10
минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или
построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами.
Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам
рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не
только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном

рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук.
Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление
ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над
словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными
свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают
устную речь.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Личностными результатами изучения программы является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (далее - УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью взрослого;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- самостоятельно получать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические

рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы является формирование
следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
для детей 6-7 лет
(первый год обучения)
№
Кол-во
Тема урока
п/п
часов
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
1
памяти и мышления. Графический диктант. Вводный урок.
2. Развитие концентрации внимания. Графический диктант.
1
3. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
1
4. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический
1
диктант.
5. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический
1
диктат.
6. Развитие аналитических способностей. Совершенствование
1
мыслительных операций. Графический диктант.
7. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
1
спичек. Рисуем по образцу.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Итоговая диагностика.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Приложение 2
к дополнительной общеразвивающей
программе «Юным умникам и умницам. Развитие
познавательных способностей»
Приказ № 19 от 30.08.2024г.

Рабочая программа
дополнительной общеразвивающей программы
ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Второй год обучения

Срок реализации: 8 месяцев
Возраст обучающихся: 7 – 8 лет
Общее количество часов на реализацию программы: 30 часов

ЕКАТЕРИНБУРГ

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ»
Методы и приемы организации учебной деятельности детей 7-8 лет в большей
степени чем для обучающихся 7-8 лет ориентированы на усиление самостоятельной
практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и
самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и для обучающихся 7-8 лет, уделяется проверке
самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин
допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или
иного задания.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых
задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие
пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы,
цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
– дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
– выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
– вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
– выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
– выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
– деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
– складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Развитие памяти.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания,
увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой
и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные
учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем
зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
Развитие внимания.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие
способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа
способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение
целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда
и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений,
узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и
существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия,
выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
Задания, развивающие мышление
Развитие мышления является приоритетным направлением обучения в начальной
школе. Для развития мышления обучающимся предлагаются задания, которые
позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить
правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения
таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые
виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать

и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений
работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью
органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование
умения давать несложные определения понятиям.
Модель проведения занятия для детей 7-8 лет
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти,
повышается
устойчивость
внимания,
ускоряется
решение
элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Постепенное
увеличение темпа вопросов и ответов.
2. Разминка (3-5 минут).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту
реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к
активной учебно-познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (1015минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих
так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую
нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной
деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания
подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для
развития внимания и зрительной памяти в занятия включаются зрительные диктанты.
4. Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
5. Логически – поисковые и творческие задания (10 минут)
Предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования
мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения
сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые
задачи из комбинаторики. Логические задачи на развитие аналитических способностей

и способности рассуждать. В занятия включаются задания «на группировку». Общий
смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у
различных предметов.
6. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности
рассуждать (5 минут)
Предлагаются задачи, при решении которых обучающимся необходимо
самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные
умозаключения.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (далее - УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы является формирование
следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» для детей 7 - 8 лет
(второй год обучения)
№
Кол-во
Тема раздела
п/п
часов
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
1
памяти и мышления.
2. Развитие концентрации внимания. Совершенствование
1
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
3. Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
4. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.

5.

6.

7.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие аналитических способностей.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать.
Итоговая диагностика. Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного
года.
Итого

1

1

1
1
1
1
1
1
1

30

Приложение 3
к дополнительной общеразвивающей
программе «Юным умникам и умницам. Развитие
познавательных способностей»
Приказ № 19 от 30.08.2024г.

Рабочая программа
дополнительной общеразвивающей программы
ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Третий год обучения

Срок реализации: 8 месяцев
Возраст обучающихся: 8 – 9 лет
Общее количество часов на реализацию программы: 30 часов

ЕКАТЕРИНБУРГ

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ»
Методы и приемы организации учебной деятельности детей 8-9 лет в большей
степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной
деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной
активности детей.
Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их
корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных
способов поиска и выполнения того или иного задания.
Программа для детей 8-9 лет, продолжая и углубляя общие линии программы,
заложенные в предыдущие периоды обучения, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей – смещение акцента на усиление роли логическипоисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это,
конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других
познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно
возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так
и по форме их представления.
Методы и приемы организации деятельности детей 8-9 лет в большей степени,
чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной
деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие
познавательной активности детей.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых
задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач. Большое внимание уделяется организации
самостоятельной умственной деятельности обучающихся, развитию навыков контроля
и самоконтроля.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие
пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы,
цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
– дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
– выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
– выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
– выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
– деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
– складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Развитие памяти.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания,
увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой
и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные
учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем
зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
Развитие внимания.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие
способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа
способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение
целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда
и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений,
узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и
существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия,
выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа,
–

синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
Задания, развивающие мышление
Развитие мышления является приоритетным направлением обучения в начальной
школе. Для развития мышления обучающимся предлагаются задания, которые
позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить
правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения
таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые
виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать
и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений
работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью
органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование
умения давать несложные определения понятиям.
Модель проведения занятия для детей 8-9 лет
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти,
повышается
устойчивость
внимания,
ускоряется
решение
элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Постепенное
увеличение темпа вопросов и ответов.
2. Разминка (3-5 минут).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту
реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к
активной учебно-познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (10
минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих
так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую
нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной
деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания

подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для
развития внимания и зрительной памяти в занятия включаются зрительные диктанты.
4. Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
Особенностью содержания программы для детей данного возраста является смещение
акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для
развития мышления обучающихся. Предлагаются задачи логического характера с
целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из
двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Логические задачи на развитие
аналитических способностей и способности рассуждать. В занятия включаются
задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и
отличительных признаков у различных предметов. Перемежаются задания из области
математика, русского языка и музыки: ребусы, кроссворды и т.д. Такое чередование
заданий способствует развитию гибкости мышления, побуждают находить
оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительной ситуации.
6. Решение нестандартных задач (10-15 минут)
Предлагаются задачи, при решении которых обучающимся необходимо
самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные
умозаключения. Задачи, предлагаемые детям денной возрастной группы, различаются
не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно
проводится коллективное обсуждение решения задачи.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (далее - УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью взрослого;
- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- осуществлять контроль и самоконтроль;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы является формирование
следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» для детей 8 - 9 лет
(третий год обучения)
№
Кол-во
Тема занятия
п/п
часов
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
1
памяти и мышления.
2. Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
1
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
3. Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
4. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
6. Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
1
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
7. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
1
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
8. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
9. Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
1
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
10. Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
11. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
12. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
13. Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
1
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
14. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
1
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
15. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
16. Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
1
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
17. Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
1

18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.

26.
27.

28.

29.

30.

операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой и зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей,
умения решать нестандартные задачи.
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы, кроссворды. Задания по перекладыванию
спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать. Развитие умения
решать нестандартные задачи.
Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей,
умения решать нестандартные задачи.
Итоговая диагностика. Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного
года.
Итого

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

30

Приложение 4
к дополнительной общеразвивающей
программе «Юным умникам и умницам. Развитие
познавательных способностей»
Приказ № 19 от 30.08.2024г.

Рабочая программа
дополнительной общеразвивающей программы
ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Четвертый год обучения

Срок реализации: 8 месяцев
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет
Общее количество часов на реализацию программы: 30 часов

ЕКАТЕРИНБУРГ

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ»
Содержание программы для детей 9-10 лет продолжает развивать и тренировать
основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей
детей. Но теперь на данном этапе обучения, все больше внимания уделяется
логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется
решению нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность
перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на
репродукцию и запоминание – к истинно творческим, дети учатся производить анализ
и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные
умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении
умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс
мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.
Частично – поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения
которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи
учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность,
мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.
Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию
гибкости, оригинальности и широты мышления-то есть развитию творческих
способностей у детей.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых
задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие
пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы,
цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера:
– дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
– выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
– вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
– выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
– деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
– складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Развитие памяти.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.
Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания,
увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой
и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные
учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем
зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
Развитие внимания.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие
способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа
способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение
целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда
и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений,
узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и
существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия,
выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
–

существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
Задания, развивающие мышление
Развитие мышления является приоритетным направлением обучения в начальной
школе. Для развития мышления обучающимся предлагаются задания, которые
позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить
правильные суждения и проводить доказательства без предварительного
теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения
таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые
виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать
и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений
работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью
органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование
умения давать несложные определения понятиям.
Модель проведения занятия для детей 9-10 лет
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти,
повышается
устойчивость
внимания,
ускоряется
решение
элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Постепенное
увеличение темпа вопросов и ответов.
2. Разминка (3-5 минут).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту
реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к
активной учебно-познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (10
минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих
так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую
нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной
деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания

подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для
развития внимания и зрительной памяти в занятия включаются зрительные диктанты.
4. Веселая переменка (2-3 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
Предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования
мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения
сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые
задачи из комбинаторики. Логические задачи на развитие аналитических способностей
и способности рассуждать. В занятия включаются задания «на группировку». Общий
смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у
различных предметов. Перемежаются задания из области математика, русского языка
и музыки: ребусы, кроссворды и т.д. Такое чередование заданий способствует
развитию гибкости мышления, побуждают находить оригинальные, нестандартные
способы выхода из затруднительной ситуации.
6. Решение нестандартных задач (10-15 минут)
Решению нестандартных задач детьми данной возрастной группы уделяется большое
внимание. Предлагаются задачи, при решении которых обучающимся необходимо
самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные
умозаключения. Задачи различаются не только по содержанию, но и по сложности.
Большинство предлагаемых нестандартных задач не имеют однозначного решения.
Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления, т. е.
творческих способностей. На каждом занятии обязательно проводится коллективное
обсуждение решения задачи.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (далее - УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно со взрослым и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения программы является формирование
следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» для детей 9 - 10 лет
(четвертый год обучения)
№
Кол-во
Тема занятия
п/п
часов
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
1
памяти и мышления.
2. Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
1
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
3. Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
4. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
6. Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
1
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
7. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
1
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
8. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
9. Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
1
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
10. Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
11. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
12. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
13. Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
1
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
14. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
1
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
15. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
16. Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
1
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
17. Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
1
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

18. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
19. Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
20. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
21. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
22. Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
23. Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
24. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей,
умения решать нестандартные задачи.
25. Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
26. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
27. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать. Развитие умения
решать нестандартные задачи.
28. Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей, умения решать
нестандартные задачи.
29. Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей,
умения решать нестандартные задачи.
30. Итоговая диагностика. Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного
года.
Итого

1

1
1
1
1

1
1

1
1
1

1

1

1

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».