Разработка по М. А. Шолохову

01.10.2014

Литература     11 класс.     

М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон»

Вопросы и задания к урокам.

1 урок. Духовный мир донского казачества. Григорий Мелехов в 1 книге романа.

Анализ эпизодов:

*1.Эпизод лугового покоса (1-1-9) Каково настроение эпизода и как оно   создается?

*2.Сборы на службу Петра и Григория Мелеховых (1-1-12).Как относятся казаки к воинскому долгу?

*3.Эпизод с письмом (1-3-17). Значение этого эпизода в раскрытии характеров отца и сына Мелеховых.

*4. На чем строится казачья семья? Предыстория мелеховского рода (1-1-1).

Семейные отношения (1-1-10). 

2 урок. Характер Григория Мелехова ( продолжение по 1 книге романа)

 *5.Эпизод военного времени. Убийство австрийского солдата (1-3-5, 1-3-10).

 *6.Эпизод купания коня (1-1-3). Значение пейзажа.

   Осмотр лошадей перед призывом на воинскую службу (1-2-21, 1-3-2)

 Мировая война – центральное историческое событие 1 книги романа.

 *7.Военные эпизоды предваряет пейзаж: «Сухое млело лето…». Роль пейзажа (1-3-1, обратить внимание на детали)

*8. Сцены мобилизации (1-3-4).Что испытал Григорий в первый месяц войны?(1-3-10, 1-3-12 – полярные взгляды и жизненные позиции; сравните – Чубатый: «Человека руби смело…»)

*9. В глазной лечебнице. Знакомство с Гаранжой (1-3-23). Почему идеи большевиков получили такое стремительное распространение? 

Книга 2, часть 4 (1916 год: исторические события и герои)

Гл.3 – отравление немецкими газами.

Гл.4 – бои. ( Стычка Григория Мелехова со Степаном Астаховым, меняется отношение Чубатого к войне; щи с червями – бунт, Трансильванские  горы, ранение Григория).

Гл.5. – хутор Татарский, 3-ий год войны. Наталья и Дарья.

Гл.6 – письмо Григория из Румынии.

Гл. 10 – Листницкий после отпуска получил назначение в 14 Донской казачий полк.

Гл.11 – генерал Корнилов назначен главнокомандующим Юго-Западного фронта.

Гл. – разговор Листницкого с Лагутиным (с кем воевать из-за земли).

 Часть 5.

Гл.1 – январь 1917 года. Хутор Татарский. Мелехов произведен в хорунжии.

Знакомство с Подтелковым.

Гл.7 – Бои под Ростовом. («Не было пленных ни с той, ни с другой стороны»)

Гл.9 – Митинг, речь Подтелкова. (Казаки за самоуправление).

Гл.12 – Мелехов и Подтелков. Бои у станицы Глубокой, ранение Мелехова.

Расстрел пленных офицеров.

Гл.13 – Мелехов после ранения. Встреча с родными, с женой.

Гл.23 – выборы казачьего атамана.

Гл.28 – разоружение казаками красноармейцев, избиение пленных, расстрел. 

Уроки 3 – 4. (По книге 3-4).

*10.Какие изменения произошли в Григории Мелехове? (2-4-4) Портрет героя.

*11.Как влияет на Григория общение с Извариным и Подтелковым? (2-5-2,10;2-5-12 – этап самостоятельных поисков истины и правды)

 *12. Сцена расправы над чернецовцами (2-5-12).Что переживает Григорий после этих трагических событий? (2-5-13,22)

*13.Сцена казни подтелковцев(2-5-30). Как Григорий воспринимает эту казнь?

Кто же из героев романа нашел правду?

*14.Сюжетная линия: Бунчук – Анна Погудко. (2-4-17, 2-5-16, 20, 30,31)

 Значение сцены расстрела есаула Калмыкова в жизни Бунчука (2-4-17)

 

Книга 3, часть 6.Хочу такой сайт

Гл.1 – разделение казаков, заседание «Круга спасения Дона»; Краснов о самостоятельности Дона.

Гл.2 – братья Мелеховы о народе («…как народ разделили, будто плугом проехали»).

Гл.3 – Мишка Кошевой в отарщиках. Стычка с Солдатовым.

Гл.4 – совещание: атаман войска Донского Краснов и Добровольческой Армии – Деникин (вражда, неприязнь).

Гл.5 – встреча Мишки Кошевого со Степаном Астаховым.

Гл.7 – Степан и Аксинья, возвращение в хутор Татарский.

Гл. 8 – сотня Григория Мелехова против красных; пленные.

Гл.10 – бои; «война раздражала» - Григорий самовольно покидает полк.

Гл.11 – Новочеркасск: развал фронта.

Гл.12 – враждебность между казаками и офицерами (1918 г.). Гл. 13 – своевольное возвращение казаков домой. Семейный совет Мелеховых.

Гл.15 – в хутор Татарский вступают красноармейцы.

Гл.17 – бегство Григория из хутора Татарского.

Гл.20, 21 – Григорий о власти («…ни те, ни эти не по совести») и правде.

Гл.22 – арест казаков и расстрел.

Гл.24 – сход в хуторе Татарском. Ревком – Котляров и Кошевой.

Гл.27 – восстание в хуторе.

Гл.31 – изуверство над политкомиссаром Лихачевым.

Гл.33 – бой у хутора; Кошевой убивает Петра Мелехова.

Гл.37 – бой с красными.

Гл.38 – Мелехов о восстании: «…мы заблудились….»

Гл.41 – станица Каргинская, Повстанческая армия; рубка красных.

Гл.44 – бой под Климовкой. Григорий рубит матросов, раскаяние.

Гл.45 – Мелехов едет в Вешенскую и освобождает из тюрьмы пленных.

Гл.50 – встреча Григория с Аксиньей.

Гл.56 – Кошевой и Котляров среди пленных. 

Урок 5 – 6.  Поиски «общей» и «частной» правды в романе «Тихий Дон».

*15. Своеобразие и роль пейзажа в романе (на примере одного фрагмента, 3-6-19).

*16.Размежевание казачества. Кого и чем привлекает советская власть?( 3-6-20). Котляров и Мишка Кошевой.

*17.Внутренний монолог Григория Мелехова (3-6-21), его роль в раскрытии образа.

*18.«Правда» коммуниста  Мишки Кошевого (по 3 книге, сообщение).

*19. «Правда» карателя Митьки Коршунова (по 3 книге, сообщение).

*20. Проследить изменение в характере Мелехова: 3 – 6, главы 18, 37, 46.

*21.Эпизод рубки матросов (3-6-44). К чему приводит героя отстаивание «частной» правды?

*22.Григорий освобождает пленных из тюрьмы (3-6-45).

  Урок 7. Герои в финале романа «Тихий Дон». Трагический путь Григория Мелехова (работа учащихся в группах)

 1 группа. Роль портретных зарисовок в раскрытии духовного мира Григория Мелехова (4-7-1,18,25; 4-8-6,16).

 2 группа. Как раскрывается характер Григория Мелехова в эпизодах, связанных с бандой Фомина? (4-8-11, 13, 14,15, 16).

3 группа. Как изображает Шолохов разрушение мелеховского семейства?

Женские образы в романе (доклад). 

  •  Задания и вопросы можно использовать как индивидуальные опережающие  задания.
  • Курсивом выделены главы, необходимые для подготовки индивидуальных и групповых заданий.
  • В разработке уроков использована статья Нянковского М.А.  «Изучаем

«Тихий Дон» ». Ж. «Литература в школе» №1,2  1997г.

Учитель Кондина Е.А., МБОУ СОШ № 65.

Просмотров всего: , сегодня:

Разраб. по Шолохову..pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 02.11.2020

Дата обновления: 08.11.2020

Дата публикации: 01.10.2014

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».