29.02.2024
Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену
огромную роль играют родители. Именно родители во многом внушают уверенность детям
в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за
недостаточно высоких оценок.
Во время экзаменов основная задача родителей -
создание эмоционально- спокойной, доверительной атмосферы. Спокойствие родителей – залог того, что их дети
полноценно подготовятся и наилучшим образом продемонстрируют свои знания на
экзаменах. Поэтому родителям важно быть спокойным и уверенным, демонстрируя это
словами и всем поведением своему ребенку.
Чтобы снизить накал собственной тревоги, можно
проделать ряд упражнений:
1. «Выдохнуть» и расслабиться: вы проделали огромную
работу длиной в 11 классов, ваш ребенок не первый и не последний, кому
предстоит пройти через ГИА. В целом, страх сдачи экзамена сильно преувеличен.
2. Смоделируйте ситуацию «провала»: представьте, как
ваш сын или дочь сообщают о несдаче экзамена. Переживите заранее чувство
грусти, а, может быть, обиды или злости. Этот прием позволит свести к минимуму
тревогу и стресс предэкзаменационного периода.
3. Мысленно доведите ситуацию до абсурда. Сценарий
прежний - ребенок не сдает ГИА (получает не те баллы). Неужели после этого он
пойдет на вокзал и станет бездомным? Смешно же. Пофантазируйте на эту тему
вместе, обнимите ребенка и посмейтесь. Детям важно чувствовать вашу поддержку и
любовь вне зависимости от оценок и баллов.
Ребенку бывает трудно опираться на собственную
уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем
мы, взрослые. Важно
создать для ребенка ситуацию успеха. В этом, могут помочь следующие
фразы: «мы в тебя верим», «у тебя получится, отдохни и попробуй еще раз», «мы
бы не смогли так, как ты», «мы не ожидали, что ты столько уже выучил, столько
помнишь и знаешь», «мы знаем, что ты сможешь сам решить задачу, выполнить
задание, если мы тебе немного поможем» и т.п.
Экзамены - ситуация действительно серьезная, но не
запредельная. Ощущение огромной
важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В
этом случае следует немого снизить значимость ситуации. Важно помнить –
экзамены, это не вопрос жизни и смерти. Поищите вместе с ребенком запасные варианты
или «пути отхода». Подумайте, что будете делать, если наберете не желаемые 90,
а 75 баллов. Может быть, вашему ребенку будет полезнее потратить год на что-то
более для него важное: путешествия, хобби, работа.
Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха
мир не рухнет и жизнь продолжается, это помогает ему чувствовать себя более
уверенно. По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они
учатся преодолевать трудности. Данная
форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное
время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний,
умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и
учиться. Чтобы помочь ребенку, можно поделиться личным опытом прохождения
различных испытаний и помогать в подготовке к ГИА.
Вы можете принять активное участие в подготовке
детей к ГИА, выполнив следующие рекомендации:
·
очень важно уделить
внимание организации пространства: отдельная комната, тишина, не отвлекать и
загружать объемной домашней работой;
·
определите режим (именно
родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем
и силами при подготовке к ГИА). Во время подготовки ребенок должен регулярно
делать короткие перерывы;
·
организуйте
сбалансированное питание;
·
соберите информацию о
процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего
ребенка ситуацией неопределенности;
·
непосредственно во время
подготовки, обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте
план подготовки;
·
проведите репетицию
письменного экзамена. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4
часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет
отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли;
·
договоритесь с ребенком,
что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на
прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на
подготовку организма, а не на приобретение знаний.
Наконец, очень важно, понять, в какой помощи
нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали
выученные им вопросы, темы, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты.
Узнать о том, что нужно ребенку, можно просто спросив его «Как я могу тебе
помочь?»
Помните, безвыходных ситуаций не бывает.
Поддерживайте ребенка, общайтесь, слушайте, успокаивайте и подбадривайте.
Только вы чувствуете его беспокойство особенно остро и в силах подобрать самые
нужные слова. Лучше вас никто этого не сделает.
Успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.02.2024
Дата обновления: 29.02.2024
Дата публикации: 29.02.2024